Еврокомиссия снизила пошлины на Tesla из Китая, Пекин оспаривает действия ЕС в ВТО
Еврокомиссия приняла решение о снижении импортных пошлин на электромобили Tesla, произведенные в Китае. Этот шаг произошел на фоне общего введения Европейским союзом временных пошлин на импорт электромобилей из КНР, что вызвало резкую реакцию Пекина и привело к инициированию торгового спора во Всемирной торговой организации (ВТО).
Согласно новым данным, пошлины на автомобили Tesla, произведенные на китайских заводах, были снижены с 20,8% до 9%. Это решение контрастирует с общим диапазоном дополнительных пошлин на электромобили из Китая, который составляет от 17% до 36,3% в дополнение к уже существующим 10% импортным сборам. Таким образом, совокупная пошлина для большинства китайских электромобилей теперь может достигать от 27% до 46,3%, в то время как для Tesla она составит 19%.
Основной причиной для такого исключения в отношении Tesla стало заключение Еврокомиссии о том, что китайское правительство предоставляет меньше субсидий иностранным компаниям, к которым относится и Tesla. Это отличает их от ряда других китайских производителей электромобилей, которые, по мнению ЕС, получают значительную государственную поддержку, искажающую конкуренцию на европейском рынке.
Временные пошлины на импорт электромобилей из Китая были введены Европейским союзом 4 июля 2024 года. Эти меры являются частью более широкого расследования Еврокомиссии относительно предполагаемых государственных субсидий, предоставляемых китайским производителям электромобилей. Расследование направлено на определение, получают ли китайские компании несправедливую конкурентную выгоду благодаря субсидиям, что может наносить ущерб европейским автопроизводителям.
Решение Еврокомиссии вызвало серьезное недовольство в Пекине. 10 августа 2024 года Китай официально запросил консультации во Всемирной торговой организации (ВТО), что является первым формальным шагом в процедуре урегулирования торговых споров. Китайская сторона считает действия Еврокомиссии незаконными и нарушающими правила международной торговли. Этот запрос формально инициирует торговый спор между ЕС и Китаем, который может иметь долгосрочные последствия для двусторонних экономических отношений.
Введение пошлин вызвало разногласия и внутри самого Европейского союза. Некоторые страны-члены, такие как Германия и Венгрия, выразили свое несогласие с этими мерами. Их опасения связаны с возможными ответными мерами со стороны Китая, которые могут затронуть европейские экспортеры, а также с потенциальным ущербом для европейских потребителей из-за роста цен на электромобили. Эти страны выступают за поиск дипломатических решений и избежание эскалации торговых конфликтов.
Временные пошлины, введенные ЕС, будут действовать в течение четырех месяцев. Окончательное решение по этому вопросу Еврокомиссия должна принять до конца октября 2024 года, после завершения полного расследования по государственным субсидиям. Если пошлины будут утверждены, они могут быть сохранены на срок до пяти лет после голосования стран-членов ЕС. Это подчеркивает серьезность намерений Еврокомиссии в отношении защиты европейского рынка от недобросовестной конкуренции.
Ситуация вокруг пошлин на электромобили из Китая является частью более широкой тенденции к усилению торговых напряженностей между крупными экономическими блоками. Она затрагивает не только автомобильную промышленность, но и более глобальные вопросы конкуренции, субсидирования и соблюдения правил ВТО. Разрешение этого спора будет иметь важное значение для будущего мировой торговли и покажет, насколько эффективно международные механизмы способны урегулировать подобные конфликты.
Для Tesla снижение пошлин на произведенные в Китае автомобили является позитивным фактором, так как это может улучшить их конкурентоспособность на европейском рынке по сравнению с другими китайскими брендами. Однако для других китайских производителей электромобилей, таких как BYD, Geely и SAIC, новые пошлины представляют значительный вызов, который может повлиять на их экспортные стратегии и объемы продаж в Европе. В конечном итоге, исход этого торгового спора будет зависеть от результатов расследования Еврокомиссии и дальнейших переговоров между ЕС и Китаем в рамках ВТО.